Случайное фото

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page

Библиотека Усинского страйкбола

Главная » Статьи » Экипировка и снаряжение » Маскировка

Прятки в стиле "милитари"
Представить современную армию и шире - силовые ведомства без такого непременно­го, знакового атрибута, как камуфлированное обмундирование, просто невозможно. Именно камуфляжи всевозможных рисунков, цветов и фасонов, а не строгие офис­ные костюмы или демократичные джинсы, являются для миллионов представителей традиционно мужских профессий в разных уголках планеты повседневной одеждой. А в последние годы популярность униформы "сильных духом" неуклонно растет и среди прочих слоев населения. Одной из первых монополию военных, полицейских, охотни­ков и секьюрити на пятнистую ткань нарушила молодежь, которой пришелся по душе стиль "милитари". И дальше, как говорится, пошло-поехало… При этом те, кто носит камуфляж не пижонства ради, а по долгу службы, едины во мнении: более удобной, практичной и безопасной одежды для войны не существует.

Наивно полагать, будто камуфляж - ноу-хау мыслящего человечества. Первыми "зако­нодателями мод" во всем, что касается маскировки под окружающую среду, были на­ши братья меньшие: начиная от насекомых и заканчивая млекопитающими. Правда, люди оказались прилежными учениками, и нехитрый закон природы "Хочешь жить - умей прятаться" усвоили достаточно быстро. Мазали тело грязью и обвешивались вет­ками деревьев первобытные охотники, кочевники-бедуины носили одежды песочного цвета, индейцы и папуасы, дабы слиться с местностью, украшали себя хитроумным макияжем. Чего только человек не перепробовал в качестве средств маскировки за тысячи лет своего существования на земле! Но на уровень подлинного искусства уме­ние остаться в нужный момент незамеченным подняли военные.

Не увидел - не победил!

Армейская униформа развивалась и видоизменялась вместе с военным делом. Путь, проделанный ею, был извилист: от античного аскетизма, через средневековое разно­образие - к аляповатой пышности ландскнехтских мундиров эпохи Тридцатилетней войны. На протяжении XVIII и большей части XIX века форма солдат и офицеров регу­лярных армий ведущих мировых держав оставалась чрезвычайно красочной и примет­ной. Причин тому было как минимум две. Во-первых, мода, в жертву которой приноси­лись удобство и практичность. Вторая же и основная - необходимость отличать свои войска от противника на поле брани. В условиях сильной пороховой задымленности полководцы, управлявшие "большими батальонами", зачастую ориентировались ис­ключительно по цвету мундиров. Доминирующий красный выдавал англичан, синий - французов, белый - австрийцев... Основным колером русской армии по традиции, бе­рущей свое начало от Петра I, долгое время был зеленый.

Британцам излишняя вычурность формы вышла боком еще во время американской войны за независимость. В дремучих лесах Нового Света, где в основном и разворачи­вались боевые действия, зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов за­рекомендовали себя гораздо лучше, нежели роскошное обмундирование англичан. 19 апреля 1775 года в бою под Лексингтоном несколько сот колонистов наголову разгро­мили отряд англичан численностью в 2 тысячи человек, доказав преимущества маски­ровочной тактики.

Наученные собственным горьким опытом, к началу эпохи наполеоновских войн британ­цы сделали определенные выводы. Например, 95-й стрелковый полк, сражавшийся с французами на Иберийском полуострове, был переодет в форму зеленого цвета, за что солдат этой части называли "зеленые куртки" (green jackets). Зеленое обмундиро­вание носили и снайперы противоборствующих сторон в ходе гражданской войны в США.

Очередной прорыв в искусстве камуфляжа совершили опять-таки жители Туманного Альбиона. Произошло это во время англо-бурской войны 1899 - 1902 годов. Неудачи британских войск на начальном этапе кампании были во многом обусловлены врож­денной меткостью профессиональных охотников-буров. Используя дальнобойные вин­товки, выходцы их Голландии без труда отстреливали "омаров" (так южноафрикан­ские колонисты прозвали английских солдат за их красные камзолы), а сами при этом оставались невидимыми и неуязвимыми. В условиях "неправильной" с точки зре­ния классической тактики войны британское командование вынуждено было спешно пересмотреть концепцию маскировки. Это привело к введению для солдат и офице­ров колониального контингента формы цвета хаки, что на языке африканского племе­ни урду означает "грязь". Поскольку боевые действия велись и в тропических лесах, и в саваннах, то обмундирование поставлялось двух вариантов расцветки. Лучшим доказательством верности принятого решения стало резкое снижение потерь среди англичан от огня противника. А средний между зеленым и коричневым цвет хаки ока­зался настолько удачным, что вскоре приобрел всемирную популярность.

В преддверии XX века красочная форма превращалась в опасный анахронизм - жизнь демонстрировала это со всей очевидностью. Впервые со времен Средневековья к во­енной одежде возвращалась ее исконная функция - защитная. Только если рыцар­ские доспехи или рейтарские латы оберегали непосредственно тело воина, то форма нового столетия была призвана спрятать солдата от глаз неприятеля, сделать его как можно менее заметным и таким образом защитить от прицельного огня.

По законам Тэйера

С нашей армией непродуманность цветовой гаммы обмундирования сыграла злую шут­ку во время русско-японской войны 1904 - 1905 годов. Светлые гимнастерки и брид­жи летом и темно-зеленые, практически черные мундиры зимой отнюдь не отвечали задачам маскировки. В условиях неповоротливости военно-интендантской машины и, как следствие, несвоевременной разработки, утверждения, изготовления и доставки в войска новых образцов формы военнослужащие сами принимали необходимые ме­ры, проявляя смекалку. Русские солдаты специально пачкали грязью белые гимна­стерки, чтобы стать менее заметными на поле боя. Видя это, командующий Маньчжур­ской армией генерал Алексей Куропаткин отдал беспрецедентный, не имевший анало­гов в истории войн приказ: он вообще запретил подчиненным стирать форму! Потери резко снизились.

В 1910 году в России были проведены эксперименты по разработке специальной тка­ни для пошива кителей и гимнастерок для офицерского состава. Принцип изготовле­ния новой ткани назывался "шанжан" и представлял собой переплетение определен­ным образом четырех разно окрашенных нитей в единый материал. Такая ткань в зави­симости от освещения меняла цвет, заодно визуально деформируя силуэт военнослу­жащего. Однако из-за дороговизны и нетехнологичности производства этот интерес­ный проект был положен под сукно.

Кто же и когда придумал те самые удивительные пятна, которые в различных вариаци­ях и по сей день красуются на полевой форме всех армий планеты? Удивительно, но изобретение современного камуфляжного рисунка связывают с сугубо мирным чело­веком - американским художником Эбботом Тэйером. В 1901 году он вдруг неожидан­но оставил салонное искусство и углубился в изучение живой природы, где натурщи­ками ему стали звери и птицы. Наблюдая за ними, Тэйер познавал разнообразие кра­сок в животном мире. В итоге он сформулировал теоретические основы защитных свойств цвета, установив, например, что участки тела животных, которые чаще быва­ют обращены к свету, обычно темнее, а скрытые от солнца - светлее. В США этот принцип получил название "закон Тэйера".

В 1909 году из-под пера шестидесятилетнего Тэйера вышла иллюстрированная дет­ская книга "Защитные окрасы в царстве животных". Каждая ее страница представля­ла собой "загадочную картинку", где было изображено переплетение стеблей и листь­ев, и малышам предлагалось определить, кто за ними скрывается. На обороте находи­лась подсказка: тот же кусочек пространства, только растения были не пропечата­ны, и юный читатель без труда узнавал героев оптических ребусов. Вскоре художник с удивлением узнал, что его изыскания чрезвычайно заинтересовали генералитет ар­мии США. Таким образом, "закон Тэйера" лег в основу научной теории мимикрии, а на ее базе была выработана система принципов... военного камуфляжа. Эббота по­благодарили за ценные разработки, книгу несколько раз переиздали. Когда автор книжки-головоломки понял, что каждый вновь проектируемый камуфляжный костюм создается на основе его работ, то потребовал денежного вознаграждения. Но судеб­ные тяжбы ни к чему не привели. В американских военных академиях вводились спе­циальные курсы по основам маскировки, полным ходом шли эксперименты с камуф­ляжными красками. И считалось, что к этим вещам Тэйер уже не имеет никакого от­ношения. В 1921 году художник скончался, так и не примирившись с Пентагоном.

Первая мировая война еще раз подтвердила, что военно-дизайнерская мысль разви­вается в правильном направлении. В немецкой армии появился "осколочный" камуф­ляж, названный так за рисунок из цветных геометрических фигур различной формы и размера, хаотично разбросанных по поверхности. Опыт применения новой формы ока­зался более чем успешным. Французы также сменили традиционные ярко-синие мун­диры и красные кепи "галльских петушков" на менее броское обмундирование серо-голубых тонов. В противном случае потери на полях сражений были бы куда многочис­леннее.

От СС до НКВД

Следующим переломным моментом в развитии военной униформы стала Вторая миро­вая война. Новые способы ведения боевых действий потребовали новой экипировки, появление которой не заставило себя ждать. В иностранных армиях стали применять­ся пятнистые костюмы, надеваемые в том числе и поверх формы, всевозможные на­кидки, комбинезоны. В английских и американских войсках камуфлированную форму носили в основном бойцы элитных спецподразделений. В боевых формированиях гит­леровской Германии камуфляж, напротив, получил очень широкое распространение.

Первопроходцами здесь стали войска СС и парашютно-десантные части люфтваффе, а уже впоследствии камуфляжными рубахами и куртками обеспечивались боевые час­ти всех родов войск Третьего рейха. В феврале 1937 года командир разведывательно­го батальона СС штурмбанфюрер Вильгельм Брандт и профессор Герберт Шик разрабо­тали и изготовили первый образец камуфляжной формы для частей СС особого назна­чения. По подсчетам Брандта, использование нового обмундирования могло снизить потери в личном составе на 10 - 15 процентов. Войсковые испытания плащ-палатки и чехла на каску соответствующей расцветки, проведенные на базе полка СС особого назначения "Дойчланд", подтвердили высокие защитные свойства камуфляжа. Его до­вольно быстрому внедрению поспособствовало то, что патент на новую униформу был подарен лично Генриху Гиммлеру. Генералы вермахта встретили новое изобрете­ние скептически, а многие солдаты и офицеры и вовсе откровенно насмехались над пятнистым обмундированием войск СС.

Но война все расставила по своим местам. С началом боевых действий 1 сентября 1939 года выпуск камуфляжа был переведен на промышленную основу. В годы войны для войск СС выпускался камуфляж с рисунком четырех основных типов: "широколи­стное дерево", "пальма", "дубовые листья" и "горох". Даже для ведения боевых дейст­вий в условиях городской застройки существовал специальный камуфляж цвета красного кирпича с соответствующим рисунком. Все они обеспечивали примерно оди­наковое защитное действие, основанное на оптическом эффекте: силуэт солдата как бы расчленялся на небольшие грязноватые фрагменты, окантованные контраст­ным цветом. Это делало бойца малозаметным на фоне деревьев или кустарника.

Работы в сфере повышения маскировочных свойств униформы велись и в Советском Союзе. При проведении военной реформы 1935 года командование Рабоче-Крестьян­ской Красной Армии уделило этому вопросу должное внимание. Так, для всех родов войск РККА вводились индивидуальные средства маскировки: камуфлированные мас­кировочные халаты и костюмы, применявшиеся разведчиками, снайперами и наблюда­телями при передвижении на местности пестрого фона. Камуфлированная ткань изго­тавливалась в двух вариантах: летняя - зеленого цвета с хаотично расположенными черными амебообразными пятнами, и осенняя - песочного цвета с коричневыми пятна­ми. Для изготовления этих предметов обмундирования использовалась бязь, которая в боевых условиях была недолговечной. Впервые новое обмундирование было показа­но во время крупных маневров в Белорусском военном округе в 1936 году. Тогда в не­го были переодеты десантники. В конце 1930-х годов стали широко применяться мо­чальные маскировочные костюмы. Особое распространение они получили во время боевых действий в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол. Не только заводские, но и кустарно изготовленные бахромы из пучков мочала и сухой травы хорошо маскирова­ли бойцов в степи.

В предвоенные годы камуфляжами в первую очередь обеспечивались парашютно-де­сантные подразделения, пограничные войска и инженерные части. А с первых же дней Великой Отечественной войны производство камуфлированной формы значитель­но увеличилось. Фактически все подразделения войсковой разведки, группы снайпе­ров и другие подразделения, выполнявшие специальные задачи, имели такую форму. В 1943 году были введены новые расцветки маскировочных тканей. Теперь на зеле­ном фоне были вперемешку "набросаны" контуры веток и листьев желтого цвета. Ино­гда поверх этого рисунка наносились амебообразные пятна темного цвета.

После окончания войны оперативные части ВВ НКВД, выполнявшие задачи по нейтра­лизации бандподполья в Прибалтике, западных районах Украины и Белоруссии, были экипированы маскировочной формой, которая являлась обязательным специальным обмундированием. Активная разработка новых образцов камуфляжа началась в СССР лишь в конце 1960-х годов.

Тропами новых войн

С наступлением эпохи "малых войн", главной чертой которых стал преимущественно партизанский характер боевых действий, у камуфляжа открылось "второе дыхание". Основным средством ведения разведки, выполнения специальных операций и проведе­ния диверсий в изменившихся условиях продолжал оставаться человек, и для этого его надо было соответствующим образом одеть. К форме стали предъявляться еще более жесткие требования, в основе которых лежал психологический фактор: хоро­ший камуфляж должен был быть невзрачным, не привлекающим внимания, таким, что­бы на него просто не хотелось смотреть. Конкретный узор и расцветка варьировались от страны к стране, но базовый принцип "разбивающего рисунка", искажающего про­порции человека, не менялся. В остальном же камуфлированная форма оставляла большой простор для творчества модельеров и художников: локальные войны и воен­ные конфликты низкой интенсивности велись в самых разных климатических и природ­ных условиях, и для каждого случая зачастую требовался свой, неповторимый колер.

Допустим, вплоть до войны во Вьетнаме униформа военнослужащих армии США имела стандартный однотонный зеленый цвет (green sateen). В тех случаях, когда по услови­ям боевых действий требовалась более существенная маскировка, поверх надева­лись маскировочные комбинезоны различных окрасок. Но в условиях тропиков это вы­звало множество неудобств: в двойной одежде было слишком жарко, увеличивались расходы на экипировку, падала дисциплина ношения униформы, а солдаты в комбине­зонах, надетых на голое тело, имели неопрятный вид. В 1968 году во Вьетнаме зеле­ная форма была заменена на камуфляжи расцветок "зеленые джунгли" (green jungle) и "тигровые полосы" (tiger stripes). Последний тип представлял собой наложение на ткань защитного цвета узора из черных горизонтальных полос. Рисунок оказался чрезвычайно удачной находкой, правда, с весьма ограниченной сферой применения: джунгли и только джунгли.

Начиная с 1978 года униформа камуфляжного цвета стала поэтапно вводиться и в частях, расположенных на территории США. В начале 80-х годов прошлого века раз­личные образцы американской камуфляжной униформы были заменены на стандарт­ный цвет "лесистая местность" (woodland). Штатными вариантами камуфляжной окра­ски в американской армии также считаются "пустынный 3-цветный" (desert 3-color), "пустынный 6-цветный" (desert 6-color), "зимний" (winter) и "снежный белый" (snow white). Эту боевую униформу выдают с учетом специфики местности, где проходит служба. Кстати, с одним из вариантов "пустынного 6-цветного" камуфляжа - "шоко­ладный чип" (chocalate chip), в который чуть ли не поголовно были одеты участники операции "Буря в пустыне", произошла накладка. Форму испытывали в пустынях Се­верной Америки, и там ее расцветка оказалась в высшей степени эффективной. А вот в ближневосточных или североафриканских ландшафтах солдатам в такой маски­ровке полностью "слиться с пейзажем" не удалось: другой оттенок почвы, меньше камней и т.д. Производство ткани этой расцветки было остановлено, а уже пошитое обмундирование, запасы которого впечатляют, выдается новобранцам на период пер­воначальной подготовки в рекрутских центрах.

Вышеперечисленные типы камуфляжной окраски считаются стандартными и могут вы­даваться военнослужащим всех родов войск армии, морской пехоты и национальной гвардии США. Однако для подразделений, выполняющих специфические боевые зада­чи в определенных районах, часто изготавливаются предметы обмундирования иных расцветок, наилучшим образом способствующих успеху. Например, бойцы ночных групп могут быть одеты в черную боевую униформу, а разведчики, действующие в джунглях Индокитая, - в камуфляж цвета tiger stripes. В США для фирм, производя­щих армейское обмундирование, разработана шкала камуфляжных расцветок, кото­рые военное ведомство может заказывать помимо стандартных. Сегодня у Пентагона нет стандартной камуфляжной окраски для действий в городских условиях, хотя, по мнению командования, потребность в этом назрела давно. В настоящее время идет выработка требований к расцветкам камуфляжа для "каменных джунглей", т.к. опыт­ное применение таких расцветок, как city, sky blue, smokey branch, urban tiger, midnite tiger, red, orange, выявило, что они не отвечают специфике ведения боевых действий на близких расстояниях и в условиях резко меняющейся освещенности. Од­нозначно определено, что форма пятен должна быть оскольчатая с преобладанием вертикальных и горизонтальных направлений.

В Великобритании еще в начале 1970-х годов на смену старому доброму хаки пришел камуфляж disputive patterns material, в основу которого лег все тот же американский черно-зеленый tiger stripes. Немецкая армия перешла на расцветку под названием flecktarn, практически полностью повторяющую весенний вариант маскировки частей СС и сразу окрещенную солдатами бундесвера "бешеной лягушкой".

С цветами камуфлированного обмундирования в постсоветской России на первых по­рах вышла настоящая путаница. Если в Советской армии камуфляж выдавался, как правило, частям и соединениям воздушно-десантных войск, Пограничным войскам и подразделениям специального назначения, то после развала СССР был взят курс на поголовное переодевание в него всех, кто носит погоны. Неудивительно, что внедре­ние новой формы пошло по принципу "кто во что горазд". Отсутствие должных правил привело к тому, что сейчас в отечественных силовых структурах можно встретить ка­муфляжную форму практически любой расцветки, кроме разве уж совсем экзотиче­ской. Так, в ряде подразделений внутренних войск МВД РФ особенной любовью поль­зуется камуфляжная расцветка британских вооруженных сил disruptive pattern material, причем одни военнослужащие отдают предпочтение стандартной расцветке, а другие - камуфляжу парашютистов и английского спецназа. Не редкость и стан­дартный американский камуфляж woodland. Встречается также голландский, бельгий­ский и французский. В довершение всего и российские предприятия, специализиро­вавшиеся на пошиве формы в 1990-х, не особо трепетно относились к выдержке от­тенков. Поэтому две разные партии камуфляжа однотипной расцветки могли карди­нально отличаться друг от друга. Коварность всей этой "радуги" наглядно продемонст­рировала первая чеченская кампания, где по цвету униформы зачастую невозможно было отличить своих от противника. А уж как опереточно смотрелись военнослужа­щие, не от хорошей жизни "щеголявшие" в абсолютно разномастных куртках, штанах и головных уборах!

Сегодня положение с единообразием, без которого немыслима армия, понемногу вы­правляется. Допустим, в частях и подразделениях Министерства обороны практиче­ски завершен переход на единый камуфляж расцветки "флора". Согласно отечествен­ным исследованиям, с точки зрения графики данный колер является наиболее опти­мальным для наших географических условий. Надо заметить, что у Минобороны Рос­сии имеется на этот рисунок специальный патент, так что наносить его на образцы защитной одежды, отличные от армейских, запрещено. Правда, различные спецпод­разделения наверняка вытребуют себе право ходить в особом, не похожем на прочие камуфляже. Но подобная привилегия была негласно закреплена за "спецами" и в прежние времена.

По компьютерным лекалам

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались и раз­рабатываются под конкретную местность, где могут оказаться военнослужащие, и с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытых простран­ствах. За основу берется человеческое зрение в светлое время суток, что является точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности элементов рисунка, его формы, контрастности между граничащими фрагментами. Шло время, форма и цвет пятен на полевых мундирах, естественно, претерпевали изменения. Например, когда появились современные компьютеры, Пентагон тут же подкорректировал эту "абст­рактную живопись" в стиле "милитари".

До недавнего времени самыми распространенными типами расцветок, на основе кото­рых создано подавляющее большинство камуфляжей в мире, были woodland, desert и urban. Новым словом в развитии униформы стало появление на рубеже XX - XXI ве­ков цифрового камуфляжа. Первый шаг в этом направлении сделали США, облачив свою морскую пехоту в "marpat" (Marine Pattern) - цифровой камуфляж, разработан­ный американцами для экипировки корпуса морской пехоты. Он сочетает в себе свет­ло-коричневый, рыжий, зеленый и черный цвета, перемешанные очень интересным способом. При взгляде на такой камуфляж может возникнуть ощущение, что вы смот­рите на экран компьютера, так как мелкие квадратики, из которых состоят пятна ри­сунка, ассоциируются с пикселями на "доисторическом" мониторе. При движении ри­сунок как бы "смазывается" на фоне окружающей местности, а в неподвижном со­стоянии (если военнослужащий лежит, а мимо него проходят люди) аналогичный эф­фект достигается в зрении идущего человека. Причем в более поздних моделях циф­ровых камуфляжей разработчики исключили черный цвет как "отсутствующий в есте­ственной среде".

Помимо этого зарубежные военные специалисты вот уже несколько лет работают над созданием камуфляжа, надежно необнаруживаемого современными средствами ночно­го и тепловидения. Пока от устройств электронного наблюдения и прицеливания на поле боя неплохо защищают костюм типа "гиллес" (у российских снайперов и развед­чиков больше известный как "кикимора", или "елочка"), а также некоторые западные разработки с применением специальных тканей и красителей, ломающих силуэт за счет того, что неравномерно отражают, например, инфракрасное излучение. Однако стремительный технический прогресс заставляет ученых думать на несколько ходов вперед. Неиссякаемым кладезем новаторских идей продолжает оставаться природа. По имеющейся информации, в секретных лабораториях Пентагона уже не первый год изучается секрет хамелеона. Как известно, это пресмыкающееся умеет искусно ме­нять цвет своей кожи под окружающий ландшафт. И вряд ли отыщутся скептики, со­мневающиеся, что не сегодня-завтра на "джи-ай" появятся маскхалаты, способные "перекрашиваться" с учетом внешних условий.

Игру в прятки военные всего мира ведут вполне серьезно, тратя немало времени, сил, выдумки и бюджетных денег на изобретение все новых и новых хитростей. А это значит, что почетная "отставка" старику-камуфляжу в обозримом будущем не грозит.

Источник: Журнал "Братишка"
Автор: Роман Шкурлатов

Share |


Источник: http://www.army.lv/?s=2635&id=4500
Категория: Маскировка | Добавил: Militarist (28.06.2009)
Просмотров: 2298 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Новое на форуме




  • Бар "100 рентген" круглосуточно (64)
  • Пейнтбол VS страйкбол - просто сравнение для чтива) (0)
  • Девушки в униформе. Girls in Uniform (322)
  • Новости страйкбола-Девушки с оружием: Календарь "Hot Shots" (2)
  • Немного юмора (30)
  • Дешовые запчасти (5)
  • Открытие сезона 2016 (0)
  • Усинская страйкбольная команда "Vega" - общие данные (1)
  • Наш опрос

    Какие шары Вы используете наиболее часто ?
    Всего ответов: 80

    Данный сайт не является средством массовой информации
    Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов и информации, размещаемой пользователями.
    Мнение администрации не всегда совпадает с мнением авторов и мнением, выраженном в публикациях, размещенных на сайте.

    Правила пользования ресурсом
    Усинский страйкбольный клуб © 2009 - 2017
    Follow us on